Геоконцептология в контексте региональной, национальной и глобальной идентичностей
В 2014—2016 гг. в рамках проекта РФФИ (№ 14−06−301) «Семиотика ментальных пространств: современное геосознание в социокультурном измерении» (рук. Н.Л. Зелянская) направление было связано с разработкой теоретико-методологического базиса исследования ментальных пространств на материале «наивных» карт, отражающих представления человека и социума о разных типах пространства и связанных с ним знаниями, представлениями, стереотипами, ценностями, способами репрезентации на уровне графических, языковых, культурных, социально-демографических кодов. «Наивные» карты как субъективные визуализации индивидуальных представлений о пространстве служат источником научных обобщений о ментальных репрезентациях геопространства и геоконцептах.
Материалом послужили более 400 «наивных» географических карт страны, собранных в нескольких регионах России (Перми, Бийске, Оренбурге, Москве, Калининграде, Санкт-Петербурге, Уфе)  (см. https://naivemaps.ru/). Отсканированные карты размечались в специально созданном редакторе, что позволило, в частности, выявить пространственные зависимости между геоконцептами с их расположением относительно друг друга, близостью/удаленностью в пространстве ментальной карты.
Студия креативных карт
В рамках гранта РНФ (проект № 20−18−336) «Геоконцептология и региональная идентичность» (рук. Н.Л. Зелянская) на основе разработанного веб-приложения «Студия креативных карт» https://creativemaps.studio/ осуществляется сбор «наивных» карт и их первичная обработка. Информанты рисуют в созданном векторном редакторе карты страны, которые сохраняются в читаемом формате и передаются внешним обработчикам. Появившиеся технологии позволяют значительно расширить географию сбора данных (цифровых «наивных» карт) и программно анализировать такой крайне сложный мультимодальный объект, сочетающий а) пространственно-графические коды (размер, цвет, координаты, расположение) геообъектов, б) языковые коды (представлены в ассоциациях/представлениях, связанных с данными объектами, их наименованиях), в) временные параметры (последовательность нанесения объектов на карту, интервалы времени между нанесением объектов), г) частотные параметры (встречаемость объектов на выборках «наивных» карт) и д) географические данные об объектах, что позволит выявить латентные зависимости и структуры в данных «наивных» карт.
Результатом исследования служат а) визуально-аналитические модели варьирования системы геоконцептов в зависимости от региональных точек зрения и выраженности региональной идентичности; б) модели взаимодействия кодов (пространственно-графического и вербального); взаимосвязи геообъектов в зависимости от порядка фиксации их на «наивной» карте и от содержания геоконцептов и кодов, формирующих их семантику и мн. др.
Практическое использование запланированных результатов проекта в экономике и социальной сфере
Геоконцепты и статистика типов региональной идентичности жителей влияют на управляемость социально-экономических систем и процессов и могут использоваться в системах поддержки принятия решений на федеральном и региональном уровнях в сферах миграционной политики, решении экологических проблем и мн. др.
1
Выявленные имиджевые и репутационные факторы региона могут использоваться для оценок миграционной привлекательности, что позволит лучше прогнозировать миграционные процессы, учитывая миграционную готовность жителей регионов.
2
Реконструированные в ходе исследований геоконцепты (городов, объектов природной среды) могут использоваться в рамках концепций брендинга территории, создания благоприятного имиджа региона и его инвестиционной привлекательности.
3
5
4
На основе проекций ментальных карт могут быть созданы «масштабируемые» ментальные карты городов и, возможно, ментальные карты личностного микропространства.
Результаты помогут туристическому бизнесу выстраивать коммуникацию с целевой аудиторией с позиции ее приоритетов, предпочтений, представлений о  географических объектах или маршруте. Цифровые «наивные» карты можно использовать для создания туристических проспектов.
Участники направления
  • Кафедра журналистики и массовых коммуникаций
    Н. Л. Зелянская
  • Кафедра теоретического и прикладного языкознания ПГНИУ
    К. И. Белоусов
  • Кафедра математического обеспечения вычислительных систем ПГНИУ
    К. В. Рябинин, И. А. Лабутин, Р. В. Чумаков и др.
  • Кафедра социологии ПГНИУ
    А. Е. Кузнецов
  • Кафедра педагогики психологии АГГПУ им. В.М. Шукшина
    О.А. Сычев
  • Программисты компании «Human Semantics»
    Д. А. Баранов, Р. В. Чумаков
614068, г. Пермь, ул. Букирева, 15, корп. 5, ауд. 159